Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
-> Гостей: 2

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 24,119
-> Новый пользователь: jdhsecni
Голосование
Как вы оцениваете состояние городских дорог?











Вы должны авторизироваться, чтобы голосовать.
Реклама
Век смут и сражений.
-> Опубликовал Administrator October 07 2010 14:00:49 



Начало XVII века обернулось для страны катастрофой гражданской войны, вошедшей в историю под названием «Смуты». Тлантливый государственный деятель Борис Годунов, взошедший на престол в 1598 г., стремился умеренными реформами стабилизировать положение в стране, расшатанной безудержной эксплуатацией в эпоху Ивана Грозного. Однако выход из социально – экономического кризиса самодержавное государство и при царе Борисе видело в укреплении крепостного права, что не могло не вызывать протест крестьянства. 
Запустение центральных уездов страны, обнищание мелкопоместного дворянсва приводило к пополнению рядов казачества, заселявшего южные окраины России. Казачья вольница мешала централизованной государственной политике, что привело в начале XVII века к появлению указа Бориса Годунов о запрещении казакам вести торговлю в пограничных русских городах и даже там находиться. Эта политика не могла не вызывать возмущение казачества. Большое недовольство зрело и в среде мелкого южнорусского дворянства, терявшего земли в пользу московской знати.
Окончательно стабильность в обществе подорвали три неурожайных года, обрушившиеся одни за другим на страну с 1601 г. Голод, а вслед за ним народные волнения охватывали все большие территории. В стране назревал острый социальный кризис.
В этот сложный период в польских пределах объявился беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием», сыном Ивана Грозного. Появление Григория Отрепьева в образе «истинного царя» Дмитрия встретило массовую поддержку населения, прежде всего, мелкопоместного дворянства и казачества, видевшего в новоявленном царе средство избавления от всех своих невзгод. На Лжедмитрия сделала ставку и польская шляхта, выступившая в поход на Россию под его знаменем и рассчитывавшая на отторжение части земель ослабевшего русского государства. Россия более чем на десятилетие погрузилась в череду народных бунтов, осад, грабежей, военных походов и братоубийственных битв. 
Гражданская война в России привела и к прямой иностранной интервенции. Фактическим безвластием в стране решил воспользоваться польский король Сигизмунд III, претендовавший на русский трон. В 1609 г. со значительной армией он вступил в пределы Российского государства, и лишь 20-месячная героическая оборона Смоленская, в торой самое активное участие приняли вяземские и дорогобужские дворяне, не позволила осуществиться его планам. Впоследствии вяземские и дорогобужские дворяне составили ядро народного ополчения Кузьмы Минина и кн. Дмитрия Пожарского, освободившего осенью 1612 г. Москву от поляков. Дорогобужский и особенно Вяземский уезды постоянно разорялись в ходе боевых действий отрядов армий самозванцев, поляков, московского правительства. По условиям Деулинского перемирия 1618 г. Дорогобуж с уездом отошел к Речи Посполитой (союзное государство Польши и Литвы), Вязьма осталась в Российском государстве. Граница между Вяземским и Дорогобужским уездами, проходившая по территории Сафоновского края, опять стала рубежом раздора. Население ушло с приграничных территорий, уменьшилось количество жителей в вотчинах Болдина монастыря на левобережье Днепра, резко убыло население Погорельского стана на правом берегу. 
Болдин монастырь был передан иезуитам, которым православные священники из вотчин обители стали выплачивать дань. На православное духовенство оказывалось давление, чтобы оно приняло унию (объединение православных и католических церквей), православные монастыри закрывались или передавались католикам.
В это время исчез Лужецкий монастырь, на карте Сафоновского края появились названия «шляхетского» происхождения: Якубово, Яново. Борясь с запустением края, король раздавал земли шляхте, а шляхтичи и иезуиты активно привлекали на опустевшие земли на льготных условиях крестьян из белорусских земель.
Россия не смирилась с потерей Смоленщины и в 1632 г. начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Русские войска под командованием воеводы М.Б. Шеина отвоевали Дорогобуж и двинулись к Смоленску. Однако осада Смоленска затянулась и окончилась неудачей.
Смоленская война разорила Сафоновский край. В 1633 г. дорогобужские воеводы доносили в Москву: «.. в Дорогобужском уезде, в Кремянском стану, от Дорогобужа верст с двадцать, в деревне Клемятине, в селе Неелове, деревне Опокиях, в деревне Светцовой литовские люди крестьян всех разогнали, а иных побили, и жен их, и детей поимали, и животы их разграбили. И ныне крестьяне все живут в бегах по лесам, и многие люди бегут в Дорогобуж битые и раненые, и грабленые, и на дорогах многие побиты…» Оказавшись в Дорогобуже, крестьяне вместе с ратными людьми обороняли крепость во время польской осады, терпя «нужду всякую, и тесноту, и голод…»
Противнику так и не удалось захватить город, но поражение воеводы Шеина под Смоленском заставило Россию прекратить войну. По условиям Поляновского мира (1634 г.) Дорогобуж с уездом был возвращен Речи Посполитой. Опять по территории Сафоновского края прошла государственная граница. 
Лишь в 1654 г. Дорогобужский уезд, как и другие смоленские земли, был отвоеван Россией у Речи Посполитой. Многие шляхтичи перешли на русскую службу и сохранили за собой земельные владения. Среди них были и потомки боярина Михаила Глебовича Салтыкова, один из которых Федор Михайлович, еще при поляках, в районе 1640-1642 гг., добился разрешения на основание православного Бизюкова монастыря и дал к нему свои вотчины. Монастырь находился в 10 км от Дорогобужа ниже по течению Днепра. В 1656 г. царь Алексей Михайлович пожаловал обитель новой вотчиной – селом Пушкиным с ближними деревнями (это территория нынешнего Сафоновского района). 
В годы польской оккупации Бизюков монастырь был единственной православной обителью на Смоленщине, стойко охраняя православную веру от нападок католиков и униатов. Стойкость в вере в дальнейшем чуть было не подвела руководство монастыря. Федор Салтыков (в иночестве Сергий) и его сподвижник Ефрем Потемкин одно время выступали против церковной реформы патриарха Никона и примкнули к старообрядцам, но затем покаялись на церковном соборе 1667-1668 гг. и были прощены. 
В период расцвета в монастырских вотчинах было 4 села, около 70 деревень и 6 тысяч крестьян. Обитель пользовалась покровительством потомков Салтыковых, среди которых в первую очередь следует назвать царицу Прасковью Федоровну (жена царя Иоанна V, брата Петра I) и ее дочь императрицу Анну Иоанновну. В 1764 г. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь при секуляризации земель потерял свои вотчины и в 1803 г. был упразднен за убыточностью. Его два каменных храма обратили в приходские церкви новообразованного села Бизюкова.
В XVII веке произошло укрупнение административных единиц уездов – станов, ранее заменивших волости. Если в начале века на дорогобужской части современного Сафоновского края располагались Водовский, Погорельский, Кременский, Неговский, Бятинский, Игуменский (Троицкий) и Мстиславский (Семлевский) станы, то к концу века остались только Бятинский, Неговский и Троицкий. На вяземской части происходил тот же процее укрупнения станов. В конце XVII века остались лишь Порецкий, Боровский, Днепровский и Ворконский станы; исчезли станы Гжельский, Сережаны и другие.


772 Прочтений · Печать
Прогноз погоды
Последние 5 компаний
Строительные и от...
Салон путешествий...
ЗАО "Экотек-Смоле...
Некоммерческое па...
Сафоновская город...
Темы форума
Новые темы
-> Народный рейтинг АЗС
-> Что со строительство...
-> michael kors outlet ...
-> ugg boots uk sale ...
-> cheap ugg boots outl...
Обсуждаемые темы
-> Domolink [51]
-> Выборы в Совет де... [36]
-> Tele2 Смоленск [32]
-> Где отдохнуть в С... [30]
-> Новости города [26]
Поиск
Реклама
Реклама