Навигация
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Сейчас на сайте
-> Гостей: 2

-> Пользователей: 1
niraancpkm

-> Всего пользователей: 24,119
-> Новый пользователь: jdhsecni
Голосование
Как вы оцениваете состояние городских дорог?











Вы должны авторизироваться, чтобы голосовать.
Реклама
История развития Сафоновской земли (до XVIII века)
-> Опубликовал Administrator September 21 2010 02:01:34 



История развития Сафоновской земли
(до XVIII века)
Город Сафоново вобрал в себя тысячи жителей окрестных сел и деревень. Он стал воплощением всей истории края, результатом его многовекового развития.
Первые люди пришли на сафоновскую землю еще в каменном веке (не позднее V-III тыс. до н.э.). Это были небольшие общины охотников и рыболовов, которые вели кочевой образ жизни, продвигаясь вдоль рек. Известны неолитические стоянки по рекам Днепр, Вязьма. Ошибочно думать, что люди каменного века были примитивными. Достаточно посмотреть на орудия труда, которые они делали. Изготавливая из камня топоры, скребки, наконечники копий и стрел, они достигали поистине виртуозного мастерства, подчас недоступного нашим просвещенным современникам. Люди той эпохи жили в мире живой природы – могущественной и одухотворенной, пронизанной действиями божественных сил. Человек стремился к взаимодействию с духами природы. Он покрывал свою глиняную посуду сложными и разнообразными магическими рисунками, защищавшими пищу от злых сил. До сих пор сафоновская земля хранит следы материальной культуры наших далеких предков, начавших обживать лесные чащи Верхнего Поднепровья.
Лишь в VI в. до н. э., с появлением железа, жители края стали переходить к оседлому образу жизни, к занятию земледелием и скотоводством. Первые постоянные поселения были укреплены земляными валами, рвами, частоколом. На территории края сохранилось немало подобных городищ.
Постепенно возрастала численность населения, шло освоение края. Сквозь дебри непроходимых лесов стал проступать культурный ландшафт полей, пастбищ, дорог. Люди стали селиться в неукрепленных поселениях – селищах, так появились древнейшие деревни. Возникали они вдоль рек, которые по-прежнему играли главенствующую роль в жизни людей, обеспечивая их жизнедеятельность. Велико и культурное значение рек, ведь их названия являются теми живыми нитями, которые соединяют нас с древнейшими жителями сафоновской земли. Здесь жили финно-угорские и балтские племена. О них напоминают нам сейчас названия рек Величка, Вязьма, Неговка, Червица. Вязьма, например, восходит к финскому веси – «вода» и маа – «земля» (в значении «болотистая местность»). Различные племена древних балтов, сменявшие друг друга и финно-угров на протяжении I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. также оставили нам ряд речных имен. Среди них Ведоса, Вержа, Вопец, Гжелка, Гостижа, Дымка (Дыма), Лемна, Ржава, Рузка, Сига, Соля. Ряд названий поддается переводу, например, Вержа – “хлестающая”, “сжимающая”, или “вересковая”, Вопец – “река”, Гостижа – “испорченная”, Дыма – “темная”, Лемна – “болотистая”, Соля – “ручей”.
С X века Сафоновский край заселялся славянами. Именно тогда стала складываться основа будущей сетки деревень. Масса мелких речушек и ручьев получает славянские названия. Примечательными историческими памятниками той эпохи являются древнерусские курганы X-XIII вв. Они сохранились у Старого Села, Истомина, Перстенок и в других местах.
В XII в., по мере укрепления Смоленского княжества, происходит постепенное «окняжение» восточной Смоленщины. В середине - второй половине XII в. здесь появились города Дорогобуж и Вязьма, которые стали военными и административными центрами на восточных рубежах Великого княжества Смоленского. Тогда же образуются волостные центры - наиболее древние и богатые села (поселения с церковью), вокруг которых группировались деревни с крестьянским населением. Волости в административном и тяглом (податном) отношении подчинялись городам, составляя их уезд. С возникновением Дорогобужа и Вязьмы волости по правому берегу Днепра на территории нынешнего Сафоновского края «потягли» к Дорогобужу, на левобережье – вошли в уезд Вязьмы.
В XIV в. Смоленская земля оказалась между двух могущественных государств – Московского и Литовского княжеств. В результате длительной борьбы в 1403-1404 гг. Дорогобуж и Вязьма, как и вся Смоленщина, были присоединены к Великому княжеству Литовскому и Русскому. Почти на целый век Сафоновский край оказался в составе огромной державы, простиравшейся от Балтийского до Черного моря.
Москва не прекращала попыток присоединения смоленских земель. В 1493 г. великий князь Московский Иван III захватил Вязьму с уездом. Граница между Вязьмой и Дорогобужем, проходившая через территорию современного Сафоновского района, стала государственной границей. Продолжающиеся военные походы приводили к бегству населения, появлению «пустых» волостей в приграничье. В 1500 г. к Москве был присоединен Дорогобуж, в 1514 г. – Смоленск.
Из духовной (1503 г.) и мирных (1504 и 1508 гг.) грамот точно выясняется состав дорогобужских волостей, есть возможность их локализовать в Сафоновском крае. На левобережье Днепра, между Днепром и Малой Кострей, располагались деревни Игуменской волости, восточнее Малой Костри – поселения волости Мстиславец (само Игумново сейчас в Дорогобужском районе, Мстиславец – в Вяземском). По правому берегу Днепра находились волости Погорелое (центр – Николо-Погорелое), Негомля (по речке Неговке, где Селецкое, Дендино, Иваники), Кремена (Николо-Кремяное, где сейчас Дроздово), Водоса (по речке Ведосе, волостной центр, скорее всего, находился в низовьях, где сейчас Ярцевский район), Некрасова (возможно, пустошь Некрасова в округе Плещеево-Коптево), Холм (между Присельем и Лучками), Бятино (примерно локализуется южнее Холма и Сафонова), Хотомичи (соседствовала с волостями Бятино, Негомля, Холм).
С середины XVI в. начался значительный подъем сельской округи городов Смоленщины. Резко увеличилось сельское население и количество деревень, стало осваиваться пространство на суходолах. Этому содействовало прекращение разорительных военных походов, установление упорядоченной государственной власти.
Многие села и деревни получали свои названия от владельцев: Пушкино (ранее Зелово, от дворян Зеловых и Пушкиных), Плещеево (от Плещеевых), Дурово (от Дуровых), Толстое (от Толстых), Неелово (от Нееловых), Овиновщина (от Овиновых) и другие.
В XVI веке на Смоленщине появились большие дороги, система водных путей отходит на второй план. По сафоновской земле прошли два оживленных тракта. На некотором удалении от левого берега Днепра образовалась Ржевская дорога, соединившая Дорогобуж и Ржев. Вдоль правого берега Днепра от Дорогобужа на г. Белый шел Бельский большак. Эти дороги в течение нескольких веков были важнейшими транспортными путями. По ним к Бельской и Ржевской пристаням доставлялись тысячи пудов пеньки, льна, зерна и других товаров.
Упрочение материальной и духовной жизни во второй половине XVI в. на Смоленщине привело к возникновению большого числа монастырей. В Сафоновском крае на речке Верже у деревни Лужки появился небогатый Лужецкий монастырь. Однако более важное значение для развития сафоновской земли имело включение со второй половины XVI века юго-восточной части края в вотчину Дорогобужского Болдина Свято-Троицкого монастыря – крупнейшего духовного и хозяйственного центра Смоленщины.
Болдинский монастырь был основан в 1530 г. преподобным Герасимом в 15 км от Дорогобужа по Старой Смоленской дороге. Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинский монастырь превратился в богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли. Богатство монастыря росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и состоятельных людей, а также собственной активной экономической деятельности. Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного, Бориса Годунова.
Расцвет Болдинского монастыря приходится на конец XVI - начало XVII вв. В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами – Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора и знатока русской архитектуры П.Д.Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, "государев мастер" Федор Конь. Каждое отдельно взятое сооружение монастыря представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади запруженной речки Болдинки представал сказочным градом.
Для Болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов. В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России – здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы. И сегодня Болдинский монастырь остается духовным центром для Сафоновского района. Восстановление православных традиций в Сафонове началось со строительства Свято-Владимирского храма, который является подворьем Свято-Троицкого Болдинского монастыря.
Мирное развитие края было прервано в начале XVII в. Смутой, а затем и польской интервенцией. Он постоянно разорялся в ходе  боевых действий отрядов армий самозванцев, поляков, московского правительства. В 1618 г. Дорогобуж с уездом отошел к Речи Посполитой (союзное государство Польши и Литвы), Вязьма осталась в Российском государстве. Граница между Вяземским и Дорогобужским уездами, проходившая по территории Сафоновского края, стала рубежом раздора. Население ушло с приграничных территорий.
Россия не смирилась с потерей смоленских земель и в 1632 г. начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Русские войска под командованием воеводы М.Б.Шеина отвоевали Дорогобуж и двинулись к Смоленску. Однако осада Смоленска затянулась и окончилась неудачей. Смоленская война разорила Сафоновский край. В 1633 г. дорогобужские воеводы доносили в Москву: “…в Дорогобужском уезде, в Кремянском стану, от Дорогобужа верст с двадцать, в деревне Клемятине, в селе Неелове, деревне Опокеях, в деревне Светцовой литовские люди крестьян всех разогнали, а иных побили, и жен их, и детей поимали, и животы их разграбили. И ныне крестьяне все живут в бегах по лесам, и многие люди бегут в Дорогобуж битые и раненые, и грабленые, и на дорогах многие побиты…” Оказавшись в Дорогобуже, крестьяне вместе с ратными людьми обороняли крепость во время польской осады, терпя “нужду всякую, и тесноту, и голод…”. Противнику так и не удалось захватить город, но поражение воеводы Шеина под Смоленском заставило Россию прекратить войну. По условиям Поляновского мира (1634 г.) Дорогобуж с уездом был возвращен Речи Посполитой. Лишь в 1654 г. Дорогобужский уезд, как и другие смоленские земли, был отвоеван у Речи Посполитой.
В конце 1775 г. на Смоленщине появились новые уезды, соответственно, изменились и уездные границы. Северные участки Сафоновского края, входившие в Дорогобужский, Вяземский и Смоленский уезды, отошли к Бельскому уезду, новообразованный Духовской (Духовщинский) уезд получил небольшой участок на западе края, выведенный из состава Дорогобужского уезда. Исчезло становое деление, теперь привязка населенных пунктов стала приводиться к дачам по планам Генерального межевания и селам.
Город Сафоново вобрал в себя тысячи жителей окрестных сел и деревень. Он стал воплощением всей истории края, результатом его многовекового развития. 

Первые люди пришли на сафоновскую землю еще в каменном веке (не позднее V-III тыс. до н.э.). Это были небольшие общины охотников и рыболовов, которые вели кочевой образ жизни, продвигаясь вдоль рек. Известны неолитические стоянки по рекам Днепр, Вязьма. Ошибочно думать, что люди каменного века были примитивными. Достаточно посмотреть на орудия труда, которые они делали. Изготавливая из камня топоры, скребки, наконечники копий и стрел, они достигали поистине виртуозного мастерства, подчас недоступного нашим просвещенным современникам. Люди той эпохи жили в мире живой природы – могущественной и одухотворенной, пронизанной действиями божественных сил. Человек стремился к взаимодействию с духами природы. Он покрывал свою глиняную посуду сложными и разнообразными магическими рисунками, защищавшими пищу от злых сил. До сих пор сафоновская земля хранит следы материальной культуры наших далеких предков, начавших обживать лесные чащи Верхнего Поднепровья. 

Лишь в VI в. до н. э., с появлением железа, жители края стали переходить к оседлому образу жизни, к занятию земледелием и скотоводством. Первые постоянные поселения были укреплены земляными валами, рвами, частоколом. На территории края сохранилось немало подобных городищ. 

Постепенно возрастала численность населения, шло освоение края. Сквозь дебри непроходимых лесов стал проступать культурный ландшафт полей, пастбищ, дорог. Люди стали селиться в неукрепленных поселениях – селищах, так появились древнейшие деревни. Возникали они вдоль рек, которые по-прежнему играли главенствующую роль в жизни людей, обеспечивая их жизнедеятельность. Велико и культурное значение рек, ведь их названия являются теми живыми нитями, которые соединяют нас с древнейшими жителями сафоновской земли. Здесь жили финно-угорские и балтские племена. О них напоминают нам сейчас названия рек Величка, Вязьма, Неговка, Червица. Вязьма, например, восходит к финскому веси – «вода» и маа – «земля» (в значении «болотистая местность»). Различные племена древних балтов, сменявшие друг друга и финно-угров на протяжении I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. также оставили нам ряд речных имен. Среди них Ведоса, Вержа, Вопец, Гжелка, Гостижа, Дымка (Дыма), Лемна, Ржава, Рузка, Сига, Соля. Ряд названий поддается переводу, например, Вержа – “хлестающая”, “сжимающая”, или “вересковая”, Вопец – “река”, Гостижа – “испорченная”, Дыма – “темная”, Лемна – “болотистая”, Соля – “ручей”. 

С X века Сафоновский край заселялся славянами. Именно тогда стала складываться основа будущей сетки деревень. Масса мелких речушек и ручьев получает славянские названия. Примечательными историческими памятниками той эпохи являются древнерусские курганы X-XIII вв. Они сохранились у Старого Села, Истомина, Перстенок и в других местах. 

В XII в., по мере укрепления Смоленского княжества, происходит постепенное «окняжение» восточной Смоленщины. В середине - второй половине XII в. здесь появились города Дорогобуж и Вязьма, которые стали военными и административными центрами на восточных рубежах Великого княжества Смоленского. Тогда же образуются волостные центры - наиболее древние и богатые села (поселения с церковью), вокруг которых группировались деревни с крестьянским населением. Волости в административном и тяглом (податном) отношении подчинялись городам, составляя их уезд. С возникновением Дорогобужа и Вязьмы волости по правому берегу Днепра на территории нынешнего Сафоновского края «потягли» к Дорогобужу, на левобережье – вошли в уезд Вязьмы. 

В XIV в. Смоленская земля оказалась между двух могущественных государств – Московского и Литовского княжеств. В результате длительной борьбы в 1403-1404 гг. Дорогобуж и Вязьма, как и вся Смоленщина, были присоединены к Великому княжеству Литовскому и Русскому. Почти на целый век Сафоновский край оказался в составе огромной державы, простиравшейся от Балтийского до Черного моря. 

Москва не прекращала попыток присоединения смоленских земель. В 1493 г. великий князь Московский Иван III захватил Вязьму с уездом. Граница между Вязьмой и Дорогобужем, проходившая через территорию современного Сафоновского района, стала государственной границей. Продолжающиеся военные походы приводили к бегству населения, появлению «пустых» волостей в приграничье. В 1500 г. к Москве был присоединен Дорогобуж, в 1514 г. – Смоленск. 

Из духовной (1503 г.) и мирных (1504 и 1508 гг.) грамот точно выясняется состав дорогобужских волостей, есть возможность их локализовать в Сафоновском крае. На левобережье Днепра, между Днепром и Малой Кострей, располагались деревни Игуменской волости, восточнее Малой Костри – поселения волости Мстиславец (само Игумново сейчас в Дорогобужском районе, Мстиславец – в Вяземском). По правому берегу Днепра находились волости Погорелое (центр – Николо-Погорелое), Негомля (по речке Неговке, где Селецкое, Дендино, Иваники), Кремена (Николо-Кремяное, где сейчас Дроздово), Водоса (по речке Ведосе, волостной центр, скорее всего, находился в низовьях, где сейчас Ярцевский район), Некрасова (возможно, пустошь Некрасова в округе Плещеево-Коптево), Холм (между Присельем и Лучками), Бятино (примерно локализуется южнее Холма и Сафонова), Хотомичи (соседствовала с волостями Бятино, Негомля, Холм). 

С середины XVI в. начался значительный подъем сельской округи городов Смоленщины. Резко увеличилось сельское население и количество деревень, стало осваиваться пространство на суходолах. Этому содействовало прекращение разорительных военных походов, установление упорядоченной государственной власти. 
Многие села и деревни получали свои названия от владельцев: Пушкино (ранее Зелово, от дворян Зеловых и Пушкиных), Плещеево (от Плещеевых), Дурово (от Дуровых), Толстое (от Толстых), Неелово (от Нееловых), Овиновщина (от Овиновых) и другие. 

В XVI веке на Смоленщине появились большие дороги, система водных путей отходит на второй план. По сафоновской земле прошли два оживленных тракта. На некотором удалении от левого берега Днепра образовалась Ржевская дорога, соединившая Дорогобуж и Ржев. Вдоль правого берега Днепра от Дорогобужа на г. Белый шел Бельский большак. Эти дороги в течение нескольких веков были важнейшими транспортными путями. По ним к Бельской и Ржевской пристаням доставлялись тысячи пудов пеньки, льна, зерна и других товаров. 

Упрочение материальной и духовной жизни во второй половине XVI в. на Смоленщине привело к возникновению большого числа монастырей. В Сафоновском крае на речке Верже у деревни Лужки появился небогатый Лужецкий монастырь. Однако более важное значение для развития сафоновской земли имело включение со второй половины XVI века юго-восточной части края в вотчину Дорогобужского Болдина Свято-Троицкого монастыря – крупнейшего духовного и хозяйственного центра Смоленщины. 
Болдинский монастырь был основан в 1530 г. преподобным Герасимом в 15 км от Дорогобужа по Старой Смоленской дороге. Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинский монастырь превратился в богатейший и влиятельнейший монастырь всей Смоленской земли. Богатство монастыря росло за счет пожалования земель государем, крупных вкладов землевладельцев и состоятельных людей, а также собственной активной экономической деятельности. Обитель пользовалась большой поддержкой Иоанна Грозного, Бориса Годунова. 

Расцвет Болдинского монастыря приходится на конец XVI - начало XVII вв. В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже. 

В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами – Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора и знатока русской архитектуры П.Д.Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, "государев мастер" Федор Конь. Каждое отдельно взятое сооружение монастыря представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади запруженной речки Болдинки представал сказочным градом. 

Для Болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов. В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России – здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы. И сегодня Болдинский монастырь остается духовным центром для Сафоновского района. Восстановление православных традиций в Сафонове началось со строительства Свято-Владимирского храма, который является подворьем Свято-Троицкого Болдинского монастыря. 

Мирное развитие края было прервано в начале XVII в. Смутой, а затем и польской интервенцией. Он постоянно разорялся в ходе  боевых действий отрядов армий самозванцев, поляков, московского правительства. В 1618 г. Дорогобуж с уездом отошел к Речи Посполитой (союзное государство Польши и Литвы), Вязьма осталась в Российском государстве. Граница между Вяземским и Дорогобужским уездами, проходившая по территории Сафоновского края, стала рубежом раздора. Население ушло с приграничных территорий. 

Россия не смирилась с потерей смоленских земель и в 1632 г. начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Русские войска под командованием воеводы М.Б.Шеина отвоевали Дорогобуж и двинулись к Смоленску. Однако осада Смоленска затянулась и окончилась неудачей. Смоленская война разорила Сафоновский край. В 1633 г. дорогобужские воеводы доносили в Москву: “…в Дорогобужском уезде, в Кремянском стану, от Дорогобужа верст с двадцать, в деревне Клемятине, в селе Неелове, деревне Опокеях, в деревне Светцовой литовские люди крестьян всех разогнали, а иных побили, и жен их, и детей поимали, и животы их разграбили. И ныне крестьяне все живут в бегах по лесам, и многие люди бегут в Дорогобуж битые и раненые, и грабленые, и на дорогах многие побиты…” Оказавшись в Дорогобуже, крестьяне вместе с ратными людьми обороняли крепость во время польской осады, терпя “нужду всякую, и тесноту, и голод…”. Противнику так и не удалось захватить город, но поражение воеводы Шеина под Смоленском заставило Россию прекратить войну. По условиям Поляновского мира (1634 г.) Дорогобуж с уездом был возвращен Речи Посполитой. Лишь в 1654 г. Дорогобужский уезд, как и другие смоленские земли, был отвоеван у Речи Посполитой. 

В конце 1775 г. на Смоленщине появились новые уезды, соответственно, изменились и уездные границы. Северные участки Сафоновского края, входившие в Дорогобужский, Вяземский и Смоленский уезды, отошли к Бельскому уезду, новообразованный Духовской (Духовщинский) уезд получил небольшой участок на западе края, выведенный из состава Дорогобужского уезда. Исчезло становое деление, теперь привязка населенных пунктов стала приводиться к дачам по планам Генерального межевания и селам.


1282 Прочтений · Печать
Прогноз погоды
Последние 5 компаний
Строительные и от...
Салон путешествий...
ЗАО "Экотек-Смоле...
Некоммерческое па...
Сафоновская город...
Темы форума
Новые темы
-> Народный рейтинг АЗС
-> Что со строительство...
-> michael kors outlet ...
-> ugg boots uk sale ...
-> cheap ugg boots outl...
Обсуждаемые темы
-> Domolink [51]
-> Выборы в Совет де... [36]
-> Tele2 Смоленск [32]
-> Где отдохнуть в С... [30]
-> Новости города [26]

-> года выпуска стоимость
Поиск
Реклама
Реклама